АвторСообщение
Завсегдатай




настроение....: гибкое
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.04.21 13:17. Заголовок: Дом Елены Сергеевны


[size=15px]Дом Елены Сергеевны[/size]

Про Михаила Булгакова говорят, пишут, сочиняют, домысливают. Мистика, чертовщина, пророчества, черная магия, - не просто слова, эпитеты его судьбы и его творчества.
Что правда, что вымысел, - уже не разберёшь. И чей вымысел, - тоже вопрос.
Писатель умер в 1940-м году, до сих пор есть ощущение, что присутствие его силы сохраняется?
Так получилось, что и в Риге есть его маленькая частичка.
Его третьей женой была Елена Сергеевна Шиловская. Про нее говорили - Муза, готовая за любимого продать душу дьяволу. Она бросила генеральский дом, достаток, детей, - ради не очень здорового, бедного, не очень перспективного в то время автора. Это можно объяснить только любовью.
Булгаков нашел ту, которая была готова ради него на всё. Однажды, когда он завязал ей на рукаве развязавшийся бантик, она сказала, - вот, я и привязала тебя к себе. Действительно , привязала на долгих восемь лет на этом свете и на бесконечность на другом.
На её глазах проходила заключительная глава жизни писателя, на ходу превращавшаяся в Литературу. Он просил ее незадолго до смерти сделать так, чтобы его книги печатали, чтобы его помнили. Она обещала. И выполнила обещание, - сохранила для нас рукопись "Мастера и Маргариты", и способствовала выходу книги в печать.
А какая частичка в Риге? Просто Елена жила в Риге с 1903 по 1910 годы, на улице Виландес, дом 3, куда Евгений Гомберг предложил поставить мемориальную доску, памяти Елены Сергеевны. Евгений известен рижанам тем, что восстановил множество памятников за свои личные средства. Но на этот раз он организатор и вдохновитель, а меценаты – среди тех, кто не равнодушен к творчеству Булгакова.
номер счёта:
ŠRI GANEŠA Biedrība
Bank account: LV93HABA0551042428762, Swedbank, Rīga
Purpose: J.Bulgakovas memorialai plaksnei.
*Примечание: Здесь и далее: сбор средств окончен, счета недействительны!


А история получилась такая:

Глава I

Евгений Гомберг 2 июля •

Не могу найти решения. Завел кашу с мемориальной табличкой, но оказывается, самая сложная задача, куда собирать деньги. Нужно какое-то общество «общественного блага», которое может принимать пожертвования. Причём не на сирых и больных, а именно на подобные цели.
Допускается, кстати, и просто физическое лицо.
Может, зал посоветует?

Евгений Гомберг 9 июля •
Коллеги. Продолжаю заниматься мемориальной табличкой Елены Сергеевны Булгаковой. Результаты на сегодня:
1. Наконец нашёл общество со статусом «общественного блага», который даёт право собирать пожертвования. Иначе они считаются доходами и облагаются налогами.
В списке налоговой – несколько тысяч «Sabiedriskā labuma organizācijas». Перебрал с десяток, все занимаются очень важными делами, меня с «моих глупостей» послали далеко. Пока удалось договориться с обществом Святослава Михайлова Šri Ganeša Biedrība (номер счёта - LV93HABA0551042428762), которая помогает зверюшкам, например, делает кошачьи домики. Учитывая большое количество живности в романе Мастер и Маргарита, - будет в самый раз. Особенно обрадуется Кот Бегемот.
Обязательно сделать пометку "J.Bulgakovas memoriālai plāksnei". Общий клич брошу попозже, но если кому не терпится – уже можно.
2. Разыскал через знакомых риелторов управляющего зданием. Он в принципе не против, но попросил детали и информацию, подтверждающую, что Елена Сергеевна действительно жила в этом доме.
3. Поговорил со скульптором Янисом Струпулисом, поставил задачу. Для большей полноты попросил подумать над эскизом также и маэстро Глеба Пантелеева.
4. Написал письмо председателю Совета по памятникам Рижской Думы, Президенту Академии Наук Латвии Ояру Спаритису. Он выразил поддержку и обратил внимание, что для полноценного рассмотрения Советом необходимо (полезно тем, кто пойдёт по моим стопам):
4.1. Проект памятной доски, разработанный скульптором, вместе с текстом посвящения на одном или нескольких языках.
4.2. Эскиз размещения доски на фасаде здания.
4.3. Письменное согласие владельца здания. ēkas īpašnieka rakstiska piekrišana,
4.4. Так как здание является культурным памятником, нужно представить оценку-разрешение от Национального совета культурного наследия.
Можно сказать, это план работы на ближайшее время. Так как дело общественное, прошу помощи зала. Предлагаю коллегам прислать предложения по тексту на памятной доске.

[img width=663px height=489px auto]https://i.yapx.ru/L0kIQ.jpg[/img]

Очаровался открыткой. Это Александра Александровна Нюренберг писала дочери в Москву. Дату на штемпелях не разобрать, видно только «Латвийская ССР», очевидно открытка послевоенная. Елена Сергеевна еще живет в квартире Михаила Афанасьевича на Фурманова. И мать уже жила в другом доме по улице Алберта 5, всего в двух кварталах, в том же красивом тихом центре. И что трогательно, образованная дочь русского священника писала по привычке через ѣ и i, - Еленѣ Сергѣевнѣ! Из Латвiи. НюренбергЪ. В России яти отменили лет уж тридцать как, но русские Латвии бережно хранили дореволюционную грамоту и при советской власти.


Глава II
Евгений Гомберг 12 июля •
История с памятной табличкой Маргарите становится всё чудесатее и чудесатее.
Сначала скульптор Jānis Strupulis прислал мне найденную в дебрях интернета фотографию, которая ему очень понравилась и с которой он хотел бы делать портрет Елены Сергеевны: «Spēcīgā bilde, ar raksturu un iekšējo pasauli. Сильная фотография, с характером и внутренним миром». Снимок меня удивил, но почти сразу я выяснил, что на снимке – вторая жена Булгакова Любовь Белозерская. Елена Сергеевна нам не простила бы такой ошибки.



Но дальше Jānis Strupulis с лихвой реабилитировался за случайный ляп. И принёс сенсацию.
Елена Сергеевна жила не в том доме, куда мы планировали поместить табличку. Она жила в соседнем доме!
Скульптор поговорил с частным историком Волдемаром Эйхенбаумом. Я его хорошо знаю, он специалист по истории рижских зданий, постоянно работает в архивах. Я неоднократно заказывал ему историческое описание зданий, которые были в моей собственности. Профессионалы-историки ревниво относятся к г-ну Эйхенбауму, но лично мне его исследования всегда были полезны.




И вот что рассказал г-н Эйхенбаум.
Здание с башней на углу Vilandes и Elizabetes «при царизме» находилось по адресу улицы Элизабетес. Большевики, установив советскую власть, переименовали Виландес в улицу Янки Купалы, при этом почему-то перенесли угловое здание на улицу Янки Купалы и сделали номером 1. Здание, исторически имевшее адрес Vilandes 1 получило адрес Янки Купалы 3. То есть семья Нюренбергов жила в здании Vilandes 1, которое теперь имеет адрес Vilandes 3.
Это второй ляпсус, которого нам кажется удалось избежать. Утешает только, что нынешнее здание Vilandes 3 также построил архитектор Рудольф Цирквиц в 1899 г.
Теперь остаётся надо снова искать хозяев этого здания (судя по ЗГ, кажется, это Ergo Invest SIA) и договариваться с ними.
Update - уже нашел! У обоих домов один управляющий! Похоже, проблем с согласием хозяев не должно быть.
Тем временем на счёт ŠRI GANEŠA Biedrība № LV93HABA0551042428762, «J.Bulgakovas memoriālai plāksnei», PayPal https://www.paypal.com/cgi-bin/webscr
уже поступили средства...

Теперь насчёт суммы, которую мы хотим собрать. На простую гранитную табличку с надписью мы, строго говоря, уже собрали. Но мы хотим сделать красивую работу – бронзовый барельеф на граните. Это стоит 1800-2000 евро. Если соберем больше, мы потратим на доску все деньги, - увеличим размеры, сделаем сюжетный барельеф, может быть, даже бронзовую скульптуру.
В прошлом посте я просил помощи зала насчёт текста на табличке. Зал не откликнулся. Приходится выдумывать самому.
Планирую сделать надпись на латышском и русском:
«Елена Сергеевна Булгакова, героиня романа «Мастер и Маргарита», жила в этом доме с 1903 по 1910 годы».
Слово «героиня» я понимаю гораздо шире, чем «персонаж». Это и подвиг Елены Сергеевны, сохранившей для нас рукописи Михаила Афанасьевича и издавшей роман.




Глава III
Евгений Гомберг 16 июля •

Друзья. все вы ранее выразили готовность участвовать в сборе средств на памятную доску Елене Сергеевне Булгаковой.
Давайте собирать! Счёт для перечисления –
ŠRI GANEŠA, Biedriba Reg.
Bank account: LV93HABA0551042428762. Swedbank, Rīga
J. Bulgakovas memoriālai plaksnei.

Многие просят PayPal. Несмотря на то, что PayPal прилично отстригает, при переводе из-за границы это в некоторых случаях может оказаться экономнее. Будем утешаться, что отстриженное пойдёт на освоение космического пространства, так как Илон Маск именно на PayPal и заработал.
PayPal:
https://www.paypal.com/cgi-bin/webscr
Donate to
Šri Ganeša
Purpose: J.Bulgakovas memorialai plaksnei.
На всякий случай (PayPal может попросить уточнить)
Почта: info@kakisu-iela.lv
Идентификатор: KXJ2Q3YCS2U92

Мы хотим публиковать список «Доноров». Некоторые желают оставаться анонимными, поэтому прошу любезно в референции перевода добавить слово «Ja» тех, кто не возражает против публикации имени либо сообщить мне в личку.
Хотя я еще не объявлял "свистать всех наверх", многие уже спросили у меня номер счёта. Я хотел сначала преодолеть формальности, но понял, что надо всё делать параллельно. В результате на сегодня уже собрано почти 1100 евро.

С формальностями же ситуация такая. Нужно получить одобрение Совета по памятникам Рижской Думы. Нынешний председатель Совета Ojārs Spārīts концептуально поддержал доску, но для формального одобрения необходимо подать заявление и эскиз доски, установленной на здании, с текстом. Над эскизом работает скульптор, это дней десять.
Как вы знаете, вдруг стало неочевидным, что Елена Сергеевна жила именно в угловом здании, которое изначально имело адрес Элизабетес 9а. Валдемарс Эйхенбаумс обещал в ближайшие дни опубликовать доказательства, что Fellines 1 – это нынешняя Виландес 3. Есть с ним несогласные, вот пусть поспорят, а мы послушаем.
Позвонил насчёт адресации в Музей Булгакова на Садовой в Москве, в ту самую «нехорошую квартиру». Научный сотрудник Иван Назаров сказал, что таких данных у них нет, что факт интересный, и они попробуют поискать, не ли чего в записях.
Эскиз доски надо будет направить в Nacionālā Kultūras mantojuma pārvalde. В ближайшее время напишу просьбу о концептуальной поддержке, пока нет окончательного проекта доски. Не знаю, будет ли этого достаточно.
Управляющим обоими зданиями – Виландес 1 и Виландес 3 оказался один и тот же человек. Концептуально он согласен, но подписывать будут хозяева – они в Литве и Германии. Надеюсь, не будет проблем.
На носу, 29 августа, выборы в РД, а после выборов будет новый состав Совета по памятникам. Желательно успеть подать все эти документы до выборов. Это если кто-то в Совете что-то будет делать в июле-августе. Впрочем, Спаритис утверждает, что согласие можно получить опросным путём в течение пяти дней.


Глава IV
Евгений Гомберг 17 июля •
Завтра - пятьдесят лет со дня смерти Елены Сергеевны. На фото, которое я сделал ровно два года назад, - могила М.А. и Е.С.Булгаковых на Новодевичьем.
Надгробный камень - знаменитая Голгофа с могилы Гоголя. Михаил Афанасьевич боготворил Гоголя, считал себя его учеником. Этот камень с крестом был на могиле Гоголя. пока советское правительство не решило поставить ему памятник "покрасивше", а камень отправили на кладбищенскую свалку. Елена Сергеевна случайно его обнаружила, и попросила рабочих перенести его на могилу М.А. "за любые деньги".
Кстати, о деньгах. Мы часто встречаем в интернете обращения от бесплатных ресурсов, которыми пользуемся: "вам нравится наш ресурс? Поддержите". Я, например, часто пользуюсь Википедией и нет-нет, да и перечислю им полтинник из чувства благодарности и уважения. В интернет-банке сегодня это так просто.
И вот у нас появляется возможность поддержать Елену Сергеевну. Сама она ничего никогда не получила за своё подвижничество: тогда авторское право сохранялось за наследниками 25 лет после смерти автора. А книгу, как мы помним, Елена Сергеевна опубликовала 26 лет спустя. И жила она очень скромно.
Вам нравится роман "Мастер и Маргарита"? Пользуетесь им бесплатно? Нет, конечно, вы заплатили за печатное издание, но цене нет авторского гонорара. А то и просто скачали из интернета, это можно, так как давно уже нет авторского права. Так поддержите автора! Поставили лайк посту - тут же и заплатите хоть сколько.
На сегодня на табличку уже собрано 1449,74 евро. Мы успешно движемся к цели-минимум - 2000.





Глава V
Евгений Гомберг 18 июля •


На сегодня на мемориальную доску Е.С.Булгаковой собрано 1727,96 евро. Ещё трое обещали прислать деньги в ближайшее время. С учетом этого можно считать, что мы почти выполнили программу-минимум.
Все продолжается. Скульптор работает над эскизом, встраивает нагую ведьмочку на метле. Г-н Эйхенбаум обещает написать свое исследование по Виландес 3 сегодня.
Текст предлагаем следующий: Текст предлагаем следующий: "В этом доме в 1903-1910 гг. жила Елена Сергеевна Булгакова (ур. Нюренберг), которая сохранила и издала роман М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита".
"Рукописи не горят!"





Евгений Гомберг 19 июля •
На сегодня мы уже перевалили за 2000 евро.
Скульптор прислал латышский вариант текста:
Rokraksti nedeg
ŠAJĀ NAMĀ NO 1903. LĪDZ 1910. GADAM DZĪVOJA
ROMĀNA MEISTARS UN MARGARITA SAGLABĀTĀJA UN IZDEVĒJA
JEĻENA BULGAKOVA,
DZIMUSI NIRENBERGA
21.10.1893.--18.07.1970.

Интересно, что он считает лишним упоминание М.А.Булгакова.
"Visi zina, ka Meistars un Margarita ir labākais Mihaila Bulgakova romāns, tāpēc šeit autora vārdu rakstīt nav obligāti. Tie ir kā sinonīmi.
Bet tie kas nezin, tiem tas arī neinteresē.
Cilvēki vislabāk atceras īsus tekstus dažās īsās rindiņās. Ja kādā plāksnē ir gari teksti, lielākā daļa nemaz to nelasa (es arī nē:-). Bet ja izlasa, tad sākumu jau ir aizmirsuši".
Я склонен с ним согласиться.

Глава VI
Евгений Гомберг 19 июля •

А вот и публикация историка Валдемара Эйхенбаума. Перепечатываю с его страницы на FB (с некоторыми моими изменениями и добавлениями).
"Место жительства в Риге гимназистки Елены Сергеевны Булгаковой, ур. Нюренберг мы смогли проследить по ее отцу Сергею Нюренбергу. В Рижской адресной книге 1905/1910 гг. указано его место жительства и работы - ул. Vīlandes Nr. 1. Но в Риге адреса часто мистически меняются. В 1885 году Рига перешла от полицейской нумерации к системе группа/грунт. Она была окончательно разрушена в 2019 году, но существовала всё советское время.
Квартал улиц Vīlandes, Ausekļa, Elizabetes, Vidus принадлежал к бывшей Эспланадной третьей линии обороны, где до 1897 года находились огороды, принадлежавшие Риге, и которые сдавались в аренду окружающим жителям. Затем их разделили на восемь участков и продали под строительство. Правила того времени, во избежание спекуляций, позволили на одной улице одному владельцу купить только три земельных участка.
В 1898 году участок на улице Виландес № 1, группа 11, участок № 15 приобрела баронесса Emīlija Augusta meita Maidel (Majdell) ур. fon Pistolkorss), и граф August Georga dēls Mellin. После смерти Августа Георгиевича в 1910 году владелицей стала графиня Helēna Augusta m. Mellina ур. fon Pistolkorss. 23 июля 1899 года Рижская Строительная управа утвердила проект 4/5-этажного каменного арендного дома архитектора Рудольфа Цирквица с 8 квартирами окнами на улицу 4 квартирами окнами во дворе. Строительство дома было завершено 25 августа 1900 года.
Земельный участок по улице Элизабетес № 9а (группа 11, участок № 112) в 1898 году приобрел архитектор Heinrihs Rūdolfs Cirkvics (Zirkwitz). 25 мая 1899 года Рижская строительная комиссия утвердила его проект 4-го этажного каменного арендного дома. Строительство дома было завершено 24 августа 1899 года.
В предыдущих текстах о Елене Сергеевне Нюрнберг местом жительства указано Виландес № 1, тогдашняя Gr.11 / 15. Сегодня эта группа/грунт относится Виландес № 3. Здание Виландес 1 в 1910 году находилось на улице Элизабетес № 9а (Gr.11 / 112).
Исторически ул. Виландес - на карте 1808 г. называлась Малая Палисадная (Kleine Palisadenstrasse); с 1885 Виландес (Феллинерстр.), с 1960. Янка Купала, c 1991 - Vīlandes".


Лично от себя добавлю, что система нумерации группа/грунт плавно перетекла в нынешние привычные кадастровые номера. Номер включает три позиции. Первая – город (0100 – Рига), вторая позиция - бывшая «группа», третья – «грунт». Нынешняя Vīlandes 1 имеет кадастровый номер (0100 011 0112) – узнаёте? А нынешняя Vīlandes 3 – 0100 011 0015, как хорошо видно на фото, относилась к группе/грунт 11/15, тогда - Vīlandes 1.



И еще. Г-н Эйхенбаум по телефону рассказал мне, что Нюренбергам было «не по чину» - в прямом смысле этого слова, - жить в угловом доме, потому что там жил его начальник, чином гораздо выше. Постараюсь «выжать» из него подробности этого самого убедительного факта😊
Он также рассказал, что перенумерация домов случилась в 1960 году при переименовании Виландес в Янку Купалу. Тогда угловой дом Элизабетес 9а получил адрес Янки Купалы 1, а Виландес 1 - соответственно Янки Купалы 3.
Лидия Яновская, исследователь Булгакова, побывала на этой улице в восьмидесятых и нашла дом "Виландес 1". Как она писала в книге "Треугольник Воланда" , "Феллинская переименована, не буду называть ее нового имени; это хорошее имя, но оно здесь случайно и наверное недолговечно". Она точно описала здание по адресу Янки Купалы 1 - угловое здание - страницы из книги на приложенной фотографии, прочтите, интересно. Увы, похоже, она ошибалась.


Глава VII
Евгений Гомберг 20 июля •

Доброе утро.
Почувствовал своё какое-то дальнее родство с Еленой Сергеевной Булгаковой, урождённой Ниренберг. Эту фамилию носила моя бабушка, Виктория Борисовна Ниренберг (1900-1966). Впрочем, в шестом колене, говорят, все люди - родственники:)
Несмотря на убедительнейший аргумент Валдемара Эйхенбаума, некоторые продолжают спор о местонахождении дома Виландес 1. На картинке, присланной Татьяной Фаст - разрешение Стройуправления, выданное архитектору Гейнриху Цирквицу Zirkwitz на "проект постройки четырёхэтажного каменного арендного дома" на углу улиц Елизаветинской и Феллинской. Документ интересен сам по себе, - свидетельство эпохи. К сожалению, в этом разрешении даже не указан адрес. Адрес присвоят потом, после сдачи в эксплуатацию. Так что новой информации в нём нет.




И тут же управляющий домом по нынешнему адресу Виландес 3 любезно прислал такое же разрешение на строительство дома. В отличие от углового дома (Елизаветинской и Феллинской) здесь разрешение выдано на дом именно по ул. Феллинской.
На сегодня в фонд мемориальной доски Е.С. Булгаковой поступило 2536,93 евро.








Глава VIII
Евгений Гомберг 21 июля •

На мемориальную доску Елене Сергеевне Булгаковой уже собрано 2646,93 евро.
Этого больше, чем нужно на доску, а поступления продолжаются. Размышляя, как поступить, я придумал, и надеюсь, участники меня поддержат. На оставшиеся от доски деньги мы приведём в порядок могилу отца и сестры Елены Сергеевны на Покровском кладбище.



Могилы родных имели для Елены Сергеевны огромное значение. На исходе лет, году в 1967, она последний раз приехала в Ригу именно, чтобы воссоединить могилы семьи. Она привезла из Москвы урну с прахом старшей сестры Ольги и положила её в могилу отца. Она пыталась найти и могилу матери на Вознесенском кладбище, нынешнее кладбище Микеля, но без успеха. На месте ее захоронения сейчас другие. Можно с точностью до одного двух мест определить, где она лежит, но сама могила, к громадному сожалению, утрачена.
Но могила отца бережными усилиями Светланы Видякиной, главной исследовательницы Покровского кладбища, и её супруга Леонида Ленца, восстановлена. Они обнаружили могилу отца по небольшой надписи на бедненькой бетонной рамке прикрыли её гранитной плитой, сделав надпись. И потом в мусоре обнаружили плиту Ольги. Обратите внимание, плита - от МХАТа, где она служила секретарем Немировича-Данченко. Неизвестно, как эта плита туда попала. Хотя возможно, её заказала Елена Сергеевна, как раз появились деньги - первый гонорар за только что изданный роман.
Фотография не последняя. Простой металлический крест сейчас поврежден, у него отбито левое плечо. И надо как минимум его восстановить, а лучше - поставить наконец гранитный. Это не очень дёшево, где-то одна - две тысячи евро, но мы вместе со Светланой постараемся распорядиться экономно.
По свежим данным Света уже нашла "в отходах" на кладбище два отличных бесхозных гранитных креста. Теперь к ним надо подобрать голгофу.
Прошу ваши мнения.



Глава IX
Евгений Гомберг 22 июля •

На мемориальную доску Елене Сергеевне Булгаковой собрано 3179,24 евро.

Прилагаю очаровательный документ, переданный Светланой Видякиной. Это разрешение, выданное старшей сестре Елены Сергеевны Ольге, за подписью полицмейстера, кстати, уже достигшей восемнадцати лет, передвигаться по Риге на велосипеде. Вот в эдакой шляпе. Нечто вроде прав вождения. И без права передачи, заметьте.




Глава X
Евгений Гомберг 22 июля •

Marina Meliksetjana Марина. На табличках сегодняшние кадастровые номера на обоих зданиях. Сравните с адресной книгой 1906 года. Участок группы 11 под номером грунта 15 там числится за адресом Виландес 1. Сегодня эта групп/грунт под Виландес 3. Угловой же, на Элизабетес, Цирквица, - грунт 112.




Aleks Bink сообщил, что переименование случилось в 1939 году. Жду подробностей.
Кстати, занятный факт. Рассказал Вольдемар Эйхенбаум.
При советской власти кадастр был информацией ограниченного пользования и чтобы выяснить номера, надо было запрашивать разрешение. Иначе враг мог узнать и ... ну, сами знаете.





Глава XI
Евгений Гомберг 23 июля •

Тормозим с доской - автор застрял на выборе правильного шрифта. С одной стороны, период 1903-1910 - полный югенд, с другой стороны, дом к югенду никак не относится. Программист-шрифтовик это плохо ощущает. Посоветовал автору обратиться к архитектору Кристине Визине, которая блестяще сделала надписи для скульптурной группы и бюста Армитстеда.
Насчёт сроков - с учётом всех сложностей будем стараться открыть доску ко дню рождения Е.С. Булгаковой - 21 октября/6 ноября.
Интересную информацию о перенумерации домов прислал Alex Bink.
"Инвентаризации рижская стройуправа проводила раз в несколько лет. Просто город в тот период интенсивно застраивался, новые улицы прокладывались и даже целые районы...
Известны инвентаризации 1929, 1933-34 и 1938-39 годов. Последняя - самая массовая, была исправлена нумерация почти 50 улиц.
Вероятнее всего - следствие тяги ульмановских чиновников к тотальному германскому орднунгу во всех сферах"




Глава XII
Евгений Гомберг 23 июля •

Ну вот и недостающее звено. Адресная книга Риги за 1906 г., ул. Элизабетес (спасибо В.Эйхенбауму).



Наконец, видно, что Дом, который всегда считался Домом Маргариты, дом по нынешнему адресу Виландес 1, в 1906 году, когда Е.С. жила на Виландес, имел адрес Элизабетес 9а. Это хорошо видно: дом, принадлежащий Циртвицу, обозначен под своим кадастровым номером группа 11, грунт 112 и находится на углу Felliner Strase. Дом же по адресу 1906 года Felliner Strase №1 с группой 11, грунт 15, в котором и жила Елена Сергеевна, сегодня называется Виландес 3.
Лидия Яновская в «Записках о Михаиле Булгакове», писала: «В последний раз съездили в Ригу. Сфотографировали дом на Феллинской. Впрочем, теперь это улица Виландес, поскольку Феллин, как оказалось, всего лишь немецкое название эстонского города Вильянди». А в «Треугольнике Воланда» подробнейшим образом описала угловой дом. Увы, этот дом - не тот, где жила семья Нюренберг. Они жили в соседнем доме.

Перенумерация произошла, скорее всего, в 1938-1939 гг., когда рижские чиновники в очередной раз наводили порядок и перенумеровали около пятидесяти улиц. Но это мы еще попробуем уточнить.



Глава XIII
Евгений Гомберг 25 июля

Глубочайше мной уважаемый Валерий Стародубцев поместил на моей стене пост, заслуживающий отдельного комментария. Привожу эту переписку.

"Женя, раз уж ты докопался до грунтов, вот задачка. В моем детстве памятная доска на доме, где родился С.Эйзенштейн, висела на здании, где расположился штаб ПрибВО. В середине семидесятых доску перевесили на здание напротив. Но есть сомнения. Тогда говорили, чтобы не привлекать внимание к военной организации. А как на самом деле? И еще на будущее. Нет доски на доме, где жил Валентин Пикуль (это на бывшей ул. Свердлова. Как к нему не относись, но на доску он тянет. А в Стрелковом парке стоит странный павильон, где когда-то был бюст Императора Александра Второго, самого ненавистного, как и другие российские реформаторы. Ближайший памятник Александру сохранился только в Хельсинки на Сенатской площади. Бюст был вывезен в 1915 году и пропал. Но дуб, им посаженый, сохранился. Может, и бюст можно вернуть?".

Валера. Я все-таки не "дежурный по памятникам". Занимаюсь, тем что мне самому интересно и нравится. К Пикулю считаю "мыльным писателем" из-за массовых ошибок. Начиная с описания этого самого памятника Петру, кажется, в Моонзунде: "Пётр стоял, положа руку на шпагу устремив взгляд ...", он его спутал с памятником в Кронштадте. https://www.spb-guide.ru/foto_133156.htm. И конечно, доской Пикулю пусть занимаются его почитатели. Это, как видишь, нетрудно, готов проконсультировать. О памятнике Александру: некоторые памятники просто утрачены, какие-то без следа, как твой "бюст Александра Второго", какие-то остались в обломках, как наша Колонна Победы. И с этим надо смириться. Творить новодел обычно плохо, и надо иметь твёрдые и веские причины для этого. Бюст Александра исчез даже из памяти, знают о нём только эрудиты (я, например, не знал). В то же время постамент Барклая мозолил глаза 90 лет. Кроме того, Барклай был для меня интересной художественной задачей, мы далеко отошли от оригинала, по сути, это совершенно новая композиция, хотя навскидку не скажешь. Про доску Эйзенштейна: бОльшая часть моего экзерсиса с Еленой Булгаковой на ФБ - показать, что этим может заниматься каждый.



Мне проще было сделать доску за свои деньги и не заниматься мототой со сбором пожертвований. Но публичная кампания - совсем другой фан!:)))). Он даёт возможность поучастововать каждому, хотя бы одной монеткой.
Но главное - я не случайно так подробно описываю в своих постах детали технологии и формальности процесса, считай - пишу инструкцию для пользователя. Попробуй сам заняться, чем могу - помогу.
Кроме того, мы уже собрали достаточно средств и на доску, и на могилу отца и сестры ЕС, и, думаю еще останется. Возможно, уже пора спросить, а кто еще из славных рижан заслуживает памятной доски? Вот именно народной памяти, а не казённой?


Глава XIV
Евгений Гомберг 27 июля

Мемориальная табличка Е.С. Булгаковой, новости:
На сегодня собрано 3449,24 евро.
Этого более чем достаточно для доски, и остаётся на приведение в порядок могилы отца и сестры Е.С. Булгаковой на Покровском кладбище.



На кладбище по моей просьбе побывал камнерез Ивар Фелдберг. Вместе со Светланой Видякиной они выбрали гранитный крест и подобрали голгофу из "бывших в употреблении". Возможные этические сомнения отмёл батюшка, с благословения которого Светлана всё и делает. Батюшка сказал: "Крест не должен валяться! Крест должен работать!". Вот так!
Ивар обещал установить крест на голгофе, гранитную рамку и привести в целом всю могилу в порядок. Денег хватит. Останутся - оградку поставим, железную или зелёную изгородь.
Один из участников считает, что нынешний железный крест с отломанным плечом установлен самой Е.С., и его следует починить и оставить. Но мы просто починим и поставим на соседнюю неухоженную могилку.



Глава XV
Евгений Гомберг 28 июля

Портрет будет из бронзы. Плюс маленький сюрпризик, который приберегу до открытия. Постараемся успеть ко 2 ноября, ДР Елены Сергеевны (по новому стилю).

Евгений Гомберг
29 июля
На вчера собрано 3573,21 евро. Но детектив продолжается. Ольга Дорофеева, известный знаток истории Риги вчера изучила домовую книгу по адресу Феллинская 1, уже известный нам кадастровый номер 11/15. В списке жильцов указано, что титулярный советник Сергей Маркович Нюренберг поселился кв. 10 29 июня 1902 года. А выбыл 17 октября 1908 г., увы, не указано, куда. Так что "даторист" даты на мемориальной доске уже меняет.





На любителей. Илона Яхимович пригласила меня сегодня на Латвийское Радио-4 в 16.00 рассказать о нашей с вами затее. Приглашаю послушать и посудачить.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 1 [только новые]


Завсегдатай




настроение....: гибкое
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.04.21 13:19. Заголовок: Глава XVII Евгений Г..


Глава XVII
Евгений Гомберг 31 июля

Друзья, Большое спасибо всем, кто принимает активное участие в мемориальной доске Елене Сергеевне Булгаковой. Я рад, что сделал это мероприятие публичным, результаты трудно переоценить.
Ваша замечательная денежная помощь сделала это возможным. Мы собрали около 3600 евро. Расходы на доску составят:
Авторское вознаграждение - 1712 евро. Сюда входит:
Проект размещения доски в масштабе 1:20
Проект доски, композиция текста в масштабе 1:5
Визуализация доски на фасаде
Изготовление барельефа бронзовых деталей, отливка в гипсе, доводка в гипсе.
Отливка бронзовых деталей, механическая обработка.
Ждём сметы на гранитную доску, крепление к ней бронзы и установку на фасаде. Это примерно 500-600 евро. Как говорили, оставшиеся деньги пойдут на благоустройство могилы отца и сестры ЕС на Покровском кладбище.
Сейчас объявляем паузу. Художник сегодня передаёт мне законченные эскизы и уезжает до 3 октября. До этого срока я должен их согласовать. Потом начнём изготовление.
Если бы я делал всё это один, я бы повесил доску не на тот дом и с неправильными датами. На этом ошибки были бы в прямом смысле увековечены. Ваше участие помогло исправить эти давно укоренившиеся в булгаковедении досадные ошибки. Фактически мы с вами сделали небольшие, но всё-таки научные открытия.
Мы энергично обсуждали текст доски. Ни одно замечание или предложение не осталось без внимания, и по результатам мы внесли изменения. Например, сделали размер шрифта одинаковым в латышской и русской части. Скульптор был категорически против, ссылаясь на опыт и примеры. Я спросил Ояра Спаритиса, руководителя Совета по памятникам Рижской думы, историка искусства и Президента АН Латвии. Тот ответил, что по мемориальным доскам не существует стандартов ни по шрифтам, ни по выбору языка. Против «мнения начальства» 😊 скульптор не стал возражать.

Выловили пропавшую гарумзииме. Это досадная ошибка случилась потому, что в выбранном шрифте не было латышской диакритики, и «даторист», как его называет скульптор, встраивал её вручную.

Кстати. В огромном большинстве языков нет собственного слова для обозначения компьютера и компьютерщиков. А в латышском есть, - датор и даторист. «Да знают все, кто ныне существует и кто будет существовать» (так начинались средневековые долговые расписки), это слово придумала г-жа Илзе Илзиня, заведующая лабораторией в нашем Институте Электроники, а потом ставшая во главе какой-то языковой комиссии.

Надпись «Jeļena Bulgakova» осталась крупнее, чем «Елена Сергеевна Булгакова». Здесь нет политики, просто недостаток места: в одной русской строчке надо разместить три слова. Можно было бы уменьшить латышский текст, но решили учесть оптику. Доска будет висеть на высоте 2,40, и латышская надпись визуально будет уменьшаться.
Больше всего споров, что годы жизни ЕС упомянуты только в латышской версии. Это сделано тоже из экономии места и смысловой избыточности. Предлагали поместить их ровно между двумя текстами. Но тогда “Rokraksti nedeg” оказывается предпоследней строкой, а это против задумки. Эту строчку мы используем как tag line. Tag line – это краткий лозунг-«гвоздь» в самом конце. Примеры - Nike – Just Do It. Coca-Cola – Open Happiness. Жиллет – лучше для мужчины нет! Ну и так далее.
Я проверил эффект на Иване Назарове, научном сотруднике Музея Булгакова на Садовой в Москве. По его мнению у не латышей может случиться заминка секунд на 5-10, но все быстро разберутся.

Было интересное предложение – выбить на доске QR-код, по которому можно получить всю нужную информацию. Это было сняло все рамки ограничений на объём.
На доске QR делать мы не будем. Во-первых, его трудно точно выбить в граните. Во-вторых, если на него какнет птичка, он будет не читаем, придётся мыть. И наконец, надо наполнить этот линк контентом. Зарегистрировать домен и ежегодно за него платить.
Но сама мысль похвальная. Если кто-то готов заняться темой и предоставить страничку на сайте своей компании, QR-линк на неё можно разместить как отдельную табличку пониже доски примерно в полутора метрах над землей. И уж на этой странице разместить тексты на разных языках, о содержании которых тут же подискутируем. Тогда всё будет lege artis, по науке.

И последнее. Мы начинали с нынешней Виландес 1, но не знали, как совместить нашу доску с уже имеющейся там доской некоего Мариса Ветры. Это давно забытый оперный певец двадцатых-тридцатых годов. Он жил там в 1940-1944 годах, откуда эмигрировал и умер в Канаде в 1965 г.
Доска ужасающая по своему исполнению, она абсолютно чуждая этому красивейшему зданию и просто уродует вход. Её повесили энтузиасты, годах в 80-90, явно не задумываясь. Глядя на неё видишь, как не надо делать и какова опасность сделать плохо. Понимаешь целесообразность нынешних норм, правил, согласований, сквозь которые мы идём с нашей доской. К счастью, управляющий зданием планирует убрать её при ближайшем ремонте фасада. Он не против г-на Ветры как такового, и если кто-то захочет восстановить ему доску по сегодняшним правилам, готов обсудить.


Глава XVIII
Евгений Гомберг 1 августа

Друзья, серьезный вопрос. Если помните, я говорил, что на открытие доски готовлю небольшой сюрприз. И что-то я вдруг усомнился, не будет ли этот сюрприз неудачным?

Елена Сергеевна любила себя ассоциировать с Маргаритой-ведьмой на метле. Об этом моя придумка - бронзовая ведьмочка слева. Но уже многие, кому показывал, сказали, что это - перебор. А что скажет зал?




Глава XIX
Евгений Гомберг 3 августа

Отличная новость. Получено согласие владельцев дома на установку доски! Правда, там неверные даты, но точные мы установили только на прошлой неделе. Думаю, сгодится. Запускаю согласование по инстанциям.
Вторая хорошая новость - мастер был на Покровском кладбище, забрал в мастерскую все нужные материалы, в августе -начале сентября все сделает. Могила отца и сёстры ЕС будет красиво приведена в порядок.



Глава XX
Евгений Гомберг 3 августа

Друзья. Я очень рад, что обсудил со всеми ведьмочку на доске. Судя по постам, большинство за то, чтобы ведьма на доске была! И будет!
Но почему нас со скульптором никто не поправил? Маргарита не могла лететь как лесная нечисть на дворницкой метле из прутьев. Она воспользовалась элегантным и интеллигентным средством.
"Маргарита повесила трубку, и тут в соседней комнате что-то деревянно заковыляло и стало биться в дверь. Маргарита распахнула ее, и половая щетка, щетиной вверх, танцуя, влетела в спальню. Концом своим она выбивала дробь на полу, лягалась и рвалась в окно. Маргарита взвизгнула от восторга и вскочила на щетку верхом".




Потом её догнала Наташа на борове.
Стыдно, господа!:))). Позор на наши седины! К счастью, эту ошибку еще не поздно исправить.

Глава XX
Евгений Гомберг 5 августа

Ещё одно событие в создании доски.
В обсуждении прозвучало предложение выбить на доске QR- код. На гранитной доске - это нереально, но сама идея неплохая, если не считать, что где-то этот линк надо захостить, то есть хранить данные.
Додумывая эта мысль я нахально, но гениально сообразил попросить ни много ни мало сам Музей Булгакова выделить нам страничку. Представьте, им идея понравилась. Единственно, попросили согласовать с Сергеем Сергеевичем Шиловским, внуком Елены Сергеевны и правообладателем наследия Булгакова. И дали его е-mail.
Вот выдержки из его ответа:
«Уважаемый Евгений,
С большой радостью я узнал об инициативе поклонников творчества писателя М.А.Булгакова установить памятную доску на доме, где жила его жена и моя бабушка Е.С.Булгакова.
На моей памяти это первый случай, когда заграницей увековечена память не самого писателя, а его жены.
Я даже не могу себе представить каких трудов, Вам стоило получить разрешение от муниципальных органов и конечно большое спасибо людям, благодаря средствам,которых была изготовлена сама памятная доска.
Мне очень понравилась изображение Елены Сергеевны на барельефе, это одна из моих любимых фотографий.
Я полностью согласен с Вашими планами по созданию совместно с музеем Булгакова в Москве,
специальной странички на вэб-сайте музея, и если найду у себя какие либо неизвестные материалы, связанные с юностью Елены Сергеевны в Риге, с удовольствием предоставлю
Благодарю Вас ещё раз за увековечивание памяти Елены Сергеевны Булгаковой».



Дворик музея Булгакова на Садовой в Москве

Нас «взяли в свет»! Мы получили авторизацию нашего проекта на самом высоком уровне. А уж текст на сайте за линком будем широко обсуждать здесь же.
Спросил также мнение Сергея Сергеевича о Маргарите на доске. Вот его слова:
«Елена Сергеевна действительно, являясь прообразом Маргариты, в шутку называла себя ведьмой и по мнению многих ее современников, работа которую она проделала и результатов, которых ей удалось достичь в сохранении творческого наследия писателя М.А.Булгакова, обычному мирскому человеку, было бы не под силу.
Поэтому, если Вы хотите отразить маленькую ведьмочку в углу памятной Доски, я возражать не буду».





Глава XXI
Евгений Гомберг 7 августа

Новости по доске.
1. Вчера отправил проект в первую официальную инстанцию - Nacionāla kultūras mantojuma pārvalde (бывшее Государственная инспекция по охране памятников культуры VKPAII). Они обещали в течение следующей недели выдать atzinums (заключение). Это не разрешение, а оценка соответствия доски архитектуре здания. Пока проблем не ожидаю.
После этого проект с заключением NKMP направляю в Совет по памятникам Рижской думы на официальное разрешение. Там обещают опросным порядком выдать его дней за пять. С Ояром Спаритисом, руководителем Совета, устно согласовано.
Пока непонятно, нужно ли согласовать со Стройуправой, выясним.

2. Получил смету на изготовление гранитной части доски. Туда входит крепление бронзовых деталей и установка на здании. Смета составила 633,76 евро, что очень даже "по-божески". Мы ждали побольше.

Итак, вместе с работой скульптора, доска будет стоить 2345,76 евро.
На сегодня собрано 3583,21 евро. Один участник выбыл (минус сто евро), но ожидаем еще обещанных 100-150 евро.
Ивар Фелдберг, мастер-каменорез обещал не превысить тысячу евро на все работы по оборудованию могилы Нюренбергов на Покровском кладбище из подобранных Светланой Видякиной материалов. Это очень скромно, учитывая, что только изготовление нового гранитного креста - 1500-2000 евро. Ивар признался, что такой заказ выполняет впервые за всю свою практику. Все детали уже он перевез в мастерскую, в августе - сентябре установит.

3. Таким образом, у нас полностью собраны деньги на всё запланированное. Мы также сможем заплатить SIA Šri Ganeša 5% собранной суммы. Это традиционно, столько фонды оставляют себе на администрирование. Правда, Святослав Славик Михайлов, управляющий, собирается на эти деньги все равно сделать еще один домик для котика-Бегемотика.
Да, ещё 10-20 евро, понадобятся на табличку QR-кодом.

4. Выбывший донор предлагал сделать всем спонсорам сертификаты на память об участии им даже брался их сделать. Так что, увы, придется обойтись без сертификатов. Если, конечно, кому-то еще будет не лень этим заняться:).

5. По сути, можно закрывать счёт для пожертвований. Всем участникам огромное спасибо. Если останутся лишняя сотня-другая, предлагаю передать эти деньги Светлане Алексеевне Видякиной, которая множество лет подвижнически исследует Покровское кладбище. Она проводит там экскурсии, а на вырученные средства как-то приводит заброшенные могилы в порядок. Сколько могил она нашла, опознала, фактически вернула в историческое обращение (чуть не сказал "к жизни"🙂 ). Вдумайтесь, по небольшой надписи на бортике бетонной рамки заброшенной могилы она опознала С.М.Нюренберга. Надо быть Светланой Видякиной, чтобы знать, - это тесть М.А.Булгакова. В другом конце кладбища она случайно обнаружила опрокинутую гранитную плиту с надписью Московский Художественный Академический Театр, О.М.Бокшанской. Надо опять-таки быть Светланой Видякиной, чтобы знать - Ольга Бокшанская - сестра Елены Сергеевны, личный секретарь Немировича_Данченко во МХАТе, описанная Булгаковым в Театральном романе как Поликсена Торопецкая. И знать, что Елена Сергеевна привезла из Москвы и положила в могилу отца урну с прахом сестры, умершей в 1948 г. Светлана воссоединила плиты и воссоздала из общую могилу.



Глава XXII
Евгений Гомберг 11. августа

Мемориальная доска Е.С.Булгаковой. Вчера состоялось заседание Управления по охране национального наследия (NKMP), наш проект одобрен и, как и следовало ожидать, согласован.
В течение нескольких дней получу подтверждение на бумаге и заряжу в Совет по памятникам РД. Это последняя формальность. Затем ждём возвращения Яниса Струпулиса из поездки, делаем доску и вешаем на стенку:). Иншалла, в начале ноября.






Евгений Гомберг 16 августа •

Мемориальная доска Е.С.Булгаковой.
Как я уже писал, 10 августа Управление по охране культурного наследия NKMP рассмотрело наше заявление об установке доски. Разрешение Nr T-01280/2020 было выдано, и 13 августа пришло по е-почте. Вот оно. В нем нас просят показать окончательный вариант после всех возможных изменений.
Устно нам рекомендовали сделать доску не полностью из бронзы, а бронзу на граните. Я объяснил, что именно так мы и планируем. В заявлении я это не подчеркнул, думал - сами знают Струпулиса и стиль десятков его досок. С образом ведьмы не спорили.
Получив это разрешение, я немедленно направил заявление и полный комплект документов в Совет по памятниками РД. Руководитель Совета Ояр Спаритис тут же высказал несколько замечаний.
Получив это разрешение, я немедленно направил заявление и полный комплект документов в Совет по памятниками РД. Руководитель Совета Ояр Спаритис тут же высказал несколько замечаний.
"Man šķiet, ka latviešu teksts būss jāakoriģē, jo vārdam "glabātāja" ir divdomīga nozīme un tā vairāk velk uz "pohoroniteljnica" nevis "hranitelj". Krievu valodā teksts ir veiklās un nav pārprotams.
Kur pazudusi rozīnīte, ka Jeļena ir romāna varones prototips? Tas ir daudz skaistāks elements nekā "glabātāja".
Mans pirmais ieteikums varētu skanēt tā:
... Romāna "Meistars un Margarita"
rakstnieka Mihaila Bulgakova dzīvesbiedre un
galvenās varones prototips Jeļena Bulgakova
dzīves dati...

Kuršs no ārzemēm un jaunās paaudzes vispār zin šo romānu? Un kas ir romāna autors? Tas ir jāpasaka, lai būtu skaidra saistība romāna autoram ar romānu un Jeļenu.
Manuprāt "glabāt romānu - sohranjatj - nav tas nozīmīgākais darbs. Izdot - Ok, tas ir svarīgi, ja viņa bija PIRMĀ izdevēja, varbūt vēl rakstnieka dzīves laikā?"


«Мне кажется, что латышский текст придется исправить, потому что слово« хранитель »имеет двусмысленное значение и больше привлекает« pohoroniteljnica », чем« hranitelj ». На русском языке текст аккуратный и недвусмысленный.
Куда делась изюминка, что Елена - прототип героини романа? Это гораздо более красивый элемент, чем «хранитель».
Мое первое предложение могло бы звучать так: "...
Жена писателя Михаила Булгакова, автора романа "Мастер и Маргарита" и прототип главной героини Елены Булгаковой (даты жизни).
Кто из заграницы и новое поколение вообще знает этот роман? А кто автор романа? Это нужно сказать, чтобы иметь четкую связь между автором романа и Еленой в романе.
На мой взгляд, «хранение романа - сохранение - не самая главная работа. Издать - Хорошо, это важно, если она была ПЕРВЫМ издателем, может быть, даже при жизни писателя?».


На самом деле мы эти темы здесь в дискуссии на ФБ уже проходили. Я объяснил нашу позицию, что "прототип" - спорный с научной точки зрения термин, что на доске катастрофически нет места для длинных сентенций, а весь материал мы поместим под QR-кодом, Что ЕС издала роман не при жизни, а двадцать шесть лет после смерти, и это - подвиг. Короче, понял, что, кроме официального заявления, надо написать Совету сопроводительное письмо с подробным историческим и литературным обоснованием текста. И пусть спорят только по латышской части.

По сути же - секретарь Совета Илона Шмите в отпусске до конца августа. Поэтому обсуждение и согласие (иншалла) мы получим в сентябре, что нас полностью устраивает. Изготовление доски - октябрь. Открытие - начало ноября, AGW (all going well).
Денег на сегодня поступило 3808,21 евро от 70 человек. Этого вполне достаточно, всем огромное спасибо.
Таким образом, в развитии событий наступает пауза. Будет о чем писать, - напишу.







Глава XXII Странные дела
Евгений Гомберг 22 августа•

Нет, не удается выдержать паузу. Хотя Совет по памятникам на каникулах, академики начали потихоньку обсуждать нашу доску, точнее - текст. Прислали первое мнение - члена комиссии уважаемого академика Яниса Крастыньша. Он пишет (в моем переводе с латышского):

Нет, не удается выдержать паузу. Хотя Совет по памятникам на каникулах, академики начали потихоньку обсуждать нашу доску, точнее - текст. Прислали первое мнение - члена комиссии уважаемого академика Яниса Крастыньша. Он пишет (в моем переводе с латышского):

"Елена Булгакова в этом доме не жила. В этом доме детство провела Елена Нюренберга. В 1918 г., уже не в Риге, она стала Неёловой. В 1921 г. - Шиловской, а Булгаковой - только в 1932 году. Также и у издания романа сложная история. Необходимое обобщение информации на доске, понятное даже не информированному прохожему , могло бы быть примерно таким:

В этом доме с 1902 по 1908 годы жила ЕЛЕНА НЮРЕНБЕРГ (1893-1970), которая сохранила рукопись романа Мастер и Маргарита своего супруга Михаила Булгакова (1891-1940).
Роман впервые в полном объеме был опубликован в 1969 г. во Франкфурте-на-Майне.

(Jeļena Bulgakova šajā namā nedzīvoja. Šajā namā bērnību pavadīja Jeļena Nīrenberga. 1918. gadā, jau vairs ne Rīgā, viņa kļuva par Ņejolovu, 1921. gadā – par Šilovsku, bet par Bulgakovu – tikai 1932. gadā. Arī romāna izdošanai ir sarežģīta vēsture. Plāksnē nepieciešamās informācijas apkopojums arī neinformētam garāmgājējam saprotamā veidā varētu būt apmēram šāds:

Šajā namā no 1902. līdz 1908. gadam dzīvoja
JEĻENA NĪRENBERGA (1893–1970),
kas saglabāja sava dzīvesbiedra Mihaila Bulgakova (1891–1940)
romāna MEISTARS UN MARGARITA rokrakstu.
Romāns pilnā apjomā pirmoreiz publicēts 1969. gadā Frankfurtē pie Mainas).

Вот такой текст предложил Я. Крастыньш взамен предложенного.

Что можно сказать? Концепцию "понятно даже не информированному пешеходу" выполнить на практике невозможно, сколько на доске ни пиши. Уж очень разные эти пешеходы.

Я.Крастыньш выкинул изюминку "Рукописи не горят" машинописным шрифтом. Точнее, думаю, не обратил внимания. Далее, издание во Франкфурте-на-Майне (издательство "Посев", на фото) делалось без участия ЕС (хотя, как ни курьезно, было завизировано Главлитом) и содержало множественные ошибки. Сегодня полным каноническим изданием считается издание Днiпро, Киев, 1989 г., подготовленное Л.М.Яновской. Только непонятно, зачем "не информированному прохожему" информация об издании во Франкфурте. И где весь этот мусор на доске поместить?

Но г-н Крастыньш - авторитетнейший специалист в архитектуре. Я с ним хорошо лично знаком, он главный знаток всех рижских зданий, в первую очередь рижского югендстиля. Его книги я часто использую как справочники. И мне не очень понятно, зачем ему вдруг захотелось щегольнуть литературоведческой информацией из Википедии.

Как знатока рижских зданий, хочется обратить его внимание, что, если Булгакова не жила в этом доме, то и Елена Нюренберга не жила по адресу Виландес 3, где мы собираемся повесить доску. Она жила по адресу Виландес 1. Так что для буквальной точности следует вешать доску на соседнем доме.


Первое издание "Мастера и маргариты"
Люди могут менять фамилии, но и дома, как мы видим, могут менять адреса.

Впрочем, я не собираюсь спорить с комиссией. Я предложу разместить в верхней половине доски, в зоне, отведённой для латышского текста, все, что комиссия захочет. А русский текст оставить без изменений.

Только будет забавно, если в результате доска будет посвящена двум людям - Нюренберге и Булгаковой. Главное, чтоб не информированный прохожий разобрался.

• Некоторые комментарии:

• Вадим Афанасьев Чего-то в этом роде стоило ожидать. Зло злое.
• Alexander Litevsky Елена Нюренберг,конечно для местного уха звучит гораздо сладостнее ,чем Елена Булгакова.
То ,что Нюренберг может стать Булгаковой ,цензор даже не может предположить.
• Igor Pimenov : Понимаю, тебе не умничанье моё нужно, а ответ на вопрос кё фер? — Сделать текст лаконичнее, найти убедительные примеры уже вывешенных досок и на них настойчиво ссылаться.
• 📷Евгений Гомберг :Игорь, я не собираюсь биться за латышскую часть текста. Это внутреннее дело титульной нации. Пусть пишут, чего хотят. Всё равно этот их мусор придётся размещать таким курсивом, что ни один не информированный титульный прохожий без бинокля не прочтёт. Пусть русскую часть оставят в покое. Юридически это тоже, кажется, не противоречит их компетенции. Утвердить латышский, а остальное - лишь бы не агитировали за проституцию.
• Евгений Федянин Может, его фамилия, всё-таки, или Лавровичс, или Латунскис? Ударим, так сказать, по булгаковщине...
• Андрей Саар Какая то занудная академическая скрупулезность. А "В этом доме жил Янис Райнис" на доме где жил исключительно Янис Плиекшан допустимо? Да множество примеров, я - навскидку. Нюрнберги, Франкфурты... И сразу запахло "неметчиной" и иностранным консультантом...


Глава XXШ Поговорили...
Евгений Гомберг 25 августа 2020 г.

Вчера напросился на встречу с членом Совета по памятникам академиком Крастыньшем. Очень была приятная беседа, он пригласил меня домой, жена напоила кофием с бутербродами, поговорили втроём.

Как он сказал, об отклонении проекта речи нет, все члены Совета – за. Вопрос только в тексте. Ну и ведьма, о которой скульптор Глеб Пантелеев, тоже член Совета, откровенно мне сказал «на грани вкуса» 😊 (читай – полная безвкусица).
Академик полностью согласен, что тексты на латышском и русском могут быть различными по содержанию, так как у них разные адресаты. Логику своего текста он объясняет, что раз написано «сохранила рукопись», то по датам – ЕС умерла в 1970, а Булгаков в 1940, не информированный прохожий сможет посчитать, как долго она хранила рукопись. Только для этого надо указать Булгакова, годы его жизни и год первого полного издания – 1969, и где было издано. Правда, заметил, что не все члены Совета с его текстом согласны😊, и это – всего лишь его предложение.
Я не спорил. Только сказал, что все это надлежит разместить на ограниченном пространстве, куда нужно «впихнуть невпихуемое». Очень мне это напоминало старый анекдот «На борту нашего нового сверх комфортабельного авиалайнера имеются фитнесс-зал, теннисный корт, бассейн, три ресторана и кинозал. А теперь устройтесь в креслах поудобнее и посмотрим, сможем ли мы со всем этим взлететь» 😊.
Академик также посоветовал композиционно переместить ведьму, например, в левый нижний угол. Учитывая, что мы её переработаем в «вертикальную структуру», примерно как изображено на иллюстрациях, это вполне разумно.
Одним словом, движемся вперед.
Кстати, я спросил, как Совет ухитрился пропустить это чудище памятник Марису Лиепе. Академик дипломатично не комментировал, но заметил, что в представленном проекте Лиепа стоял задницей и к опере, и к зрителям и изображал прыгуна с трамплина в канал. Академик категорически потребовал его развернуть, что и было сделано, несмотря на протесты авторов😊))). Я ржал просто до неприличия.











Глава XXIV
Евгений Гомберг 27 августа 2020

Опять чудеса. По домовой книге Феллинер Штрассе 1 Нюренберги выбыли оттуда в 1908 году. А по адресным книгам Риги, которые сегодня прислал Вольдемар Эйхенбаум, они там жили ещё и в1909 и 1910. Где правда?


К большому сожалению скрипт сохранения публикаций фейсбука на этом окончен. Причина - фейсбук закрыл режим ЗАМЕТКИ на своём ресурсе.
Но работа закончена, доска успешно установлена и открыта!


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
         
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  2 посещений сегодня: 0
вчера да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет